понедельник, 12 ноября 2012 г.

История Скопье (Skopje)


Скопье-столица Македонии. В эпоху Др. Рима известен под фрак, названием Скупи. Родина византийского императора Юстиниана I, который, восстановив в 535 г. город после разрушительного землетрясения, официально переименовал его в Прима-Юстиниана - 'первый город Юстиниана'. Однако местное население продолжало употреблять привычное и короткое старое название. Его же приняли и славяне, обосновавшиеся в городе уже с VII в., но с течением времени исходное Скупи превратилось в Скопье.
Географические названия мира: Топонимический словарь. — М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001.

Ско́пье
(македонское Skopje; сербское Skoplje; албанское Shkup), Скопле, столица Македонии, на р. Вардар. 453 тыс. жителей (2003). Заложен иллирийцами как Скупи, в VII в. здесь поселились славяне; город входил в состав Византии. В 1189 г. захвачен сербами, с 1346 г. – столица Сербии, в 1392–1913 гг. – в составе Османской империи (переименован в Ускюб), в 1913–18 гг. – в Сербии, в 1918–91 гг. – в составе Югославии. В 518, 1555, 1904 и 1963 гг. разрушался сильными землетрясениями (в 1963 г. погибло ок. 2 тыс. чел.). Старая ч. расположена в долине, над ней возвышается старая крепость (к С. от неё римский акведук). Церкви, мечети, турецкий постоялый двор Куршумли-Хан. После землетрясения 1963 г. город восстанавливали по новому плану: сейсмостойкие здания, 18 малоэтажных жилых посёлков-спутников, 4 промзоны. На левом берегу Вардара – адм. здания, вузы, концертные залы, театры; на правом – торг. центр, промзоны. Ун-т (1949), жел.-дор., мед. и пед. ин-ты. Македонская АН и искусств; 3 театра, музеи. Металлургия, сел.-хоз. маш-ние;
эл.-техн., хим., силикатно-керамическая, цем., стек., деревообр., кож., текст., таб., пищ. пром-сть. Ковроткачество. Жел.-дор. узел. Междун. аэропорт. В окрестностях (в Сушице) монастырь Нерези (1164, с фресками). В С. род. мать Тереза, основатель католического ордена милосердия.

Столица Македонии Скопье (Скопле) расположена в межгорной долине, простирающейся вдоль берегов реки Вардар в северной части Македонии. Население города - 563000 жителей. Основанный многие века тому назад, этот промышленный и транспортный центр делает свои первые шаги к экономическому процветанию в качестве столицы молодого независимого государства.
История Скопье начинается по крайней мере со времен Римской империи, когда город был известен под названием Скупи и начиная с IV века служил столицей провинции Дардания. В период с XI по XIII века город переходил из рук в руки от Сербии к Византийской империи, т.к. оба государства соперничали между собой за власть над городом. В итоге Сербия победила и вскоре Скопье стал центром распространения сербской культуры. В конце XIV века город перешел во владение Турции и в течение следующих 5 столетий превратился в один из крупных центров Оттоманской империи. Когда в 1800 году через территорию Скопье была проложена железная дорога, соединяющая Белград и Грецию, этот город приобрел еще большее значение как торговый центр. Скопье принадлежал Турции до 1913 года, когда в ходе войны на Балканах он вновь перешел к Сербии. После первой мировой войны Скопье стал частью Югославии.
Несмотря на то, что правительство Югославии вложило большие средства в экономическое развитие города и прилегающего к нему региона, он по-прежнему отставал в развитии по сравнению с остальными республиками страны. В 1963 году в городе произошло землетрясение, унесшее жизни более чем 1000 жителей и превратившее большую часть Скопье в руины. После того, как стало известно о катастрофе, со всего мира сюда начали поступать деньги, продукты, питание, медикаменты, а также строительные материалы.
Каким-то чудом после землетрясения сумели уцелеть несколько памятников архитектуры, относящихся ко временам Оттоманской империи. Среди них ранневизантийская крепость, турецкие мечети, каменный мост через Вардар и другие постройки. Также уцелело здание старого вокзала, на фасаде которого находятся остановившиеся часы, навсегда запечатлевшие момент трагедии. Были восстановлены старые кварталы города, расположенные на берегу реки, и теперь лавочники, сапожники и столяры каждый день перевозят свой товар по запутанным лабиринтам узких старинных улочек. Остальная часть города, реконструированная с учетом возможных землетрясений в будущем, имеет современный вид.
Автомобильные и железные дороги соединяют Скопье с крупными европейскими торговыми центрами. Здесь также находится международный аэропорт. В городе развиты машиностроение, металлургия, химическая, стекольная, пищевкусовая, кожевенно-обувная, текстильная отрасли промышленности, ремесла (ковроткачество и др.).
Несмотря на развитую промышленную базу города, процветанию Скопье препятствовали политический разлад, начавшийся в 1991 году, и распад Югославии, за которым последовала гражданская война. Стремясь положить конец кровопролитию, мировые державы приняли соответствующие санкции в отношении бывших республик Югославии, в том числе и Македонии. Власти республики неукоснительно выполняли все требования, несмотря на сильный удар по экономике страны, связанный с потерей экспорта.
Экономика Скопье также пострадала в результате конфликта с Грецией, приведшего к перекрытию финансовой поддержки обеим сторонам от международных фондов и организаций. Власти Греции отказались признавать название Македония, мотивируя это тем, что это географическое понятие включает часть северных территорий Греции и что использование этого географического названия предполагает претензию Македонии на часть Греции. В 1995 году эти два государства подписали соглашение, согласно которому Македония отказалась от посягательств на территорию Греции и обязалась рассмотреть вопрос об изменении названия страны, а также убрать с государственного флага те символы, которые Греция считает для себя оскорбительными. Вслед за этим Греция сняла эмбарго, а Международный валютный фонд начал выделять миллионы долларов на развитие бывшей Югославской Республики.
В столице находятся Македонская академия наук и искусств; университет. Интерес представляют расположенные близ Скопье руины античного города Скупи. Сейчас сооружается новый центр столицы (проект японского архитектора К. Тангэ).


1 комментарий:

  1. Здравствуйте, все, я - Адрик Вадим, живущий в городе Курган, я хочу поделиться со всеми вами здесь о том, как мистер Бенджамин помог мне ссудой в размере 15 000 000,00 рублей, чтобы начать доставку продуктов питания после того, как у меня есть работа в Несколько отелей здесь, в Кургане, просто для того, чтобы зарабатывать на жизнь, но, к сожалению, у меня все еще были трудности с оплатой аренды, но сейчас я благодарю Бога, что теперь я работаю на себя, и 5 работников работают под моей опекой. Просто если вы ищете финансовую свободу, я посоветую вам связаться с мистером Бенджамином с этим электронным письмом ниже и номером приложения. lfdsloans@outlook.com + 1-989-394-3740

    ОтветитьУдалить